Современным тенденциям в системе менеджмента среднего образования обучились и прошли стажировку руководители и педагоги средних школ Атырауской области. Стажировка проходила на базе Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Алматы.
Главная цель трехдневной профессиональной стажировки директоров общеобразовательных школ — знакомство с особенностями системы образования в Интеллектуальных школах, закрепление на практике знаний и навыков, полученных в рамках курса «Менеджмент в образовании: управление деятельностью школы»
Директор NIS Мункеева Гульмира Бакытбековна в первый день ознакомила участников семинара со cтратегическим планом развития Интеллектуальной школы, образовательной программой NIS-Programme, системой внутришкольного контроля.
Во второй день стажировки заместители директора Назарбаев Интеллектуальной школы химико-биологического направления г. Алматы Сембаева С. К. и Себепбаева Б. Е. остановились на вопросах управления качеством образования, наблюдения уроков, профессионального развития педагогов.
Слушатели подробно ознакомились с принципами развития компетенций учителей, содержанием научно-практической работы Интеллектуальной школы, исследовательским опытом педагогов для непрерывного улучшения преподавания.
Как посредством наставничества поддерживается развитие профессиональной идентичности молодых педагогов рассказали учителя Торгаева Э. А. и Мураткалиулы А. :
— Наставничество является важнейшим фактором профессиональной адаптации. Программа «Ментор – менти » способствует профессиональной самореализации молодого специалиста, повышению качества его работы и способствует укреплению желания оставаться в профессии в целом. В этом плане многое даёт профессиональный конкурс «Лучший менти», который проводится в НИШ ХБН Алматы ежегодно,- отметили педагоги-наставники.
О системе методических объединений коллегам рассказали преподаватели Токбаева А. Е. и Арыстанова Г. А., имеющие организаторский опыт работы в данном направлении.
Участники семинара посетили серию открытых уроков, в том числе и teamtiching с иностранными учителями, где на практике ознакомились с особенностями программы NIS- program, системой наблюдения уроков.
Новые технологии воспитательной работы в Назарбаев Интеллектуальных школах были представлены для преподавателей Атырауской области в заключительный день стажировки.
Заместитель директора Кыздарбекова Л.Т. подчеркнула основную стратегию воспитательной работы в NIS:
— Принцип единства обучения и воспитания, который основан на ценностях и целях образования Интеллектуальных школ, подразумевает участие каждого участника школьного сообщества в воспитании учащихся. В процессе обучения средствами учебного предмета решаются вопросы воспитания — обучение через воспитание, и в свою очередь все виды воспитательной работы направлены на решение вопросов познания и освоения учащимися новых знаний, то есть воспитание через обучение Для слушателей семинара был представлен опыт кураторской, психологической служб, педагогов дополнительного образования НИШ ХБН Алматы.
Слушатели познакомились также с проектами, направленными на вовлечение родителей в улучшение обучения и воспитания детей. Как создать психологически безопасную и комфортную среду дома и в школе рассказали психологи школы и показали практическую сторону через упражнения коуч-инструментов «Мир глазами детей» и «Я так любим».
Отдельно были затронуты вопросы совершенствования воспитательной работы. Так, с прошлого учебного года шире стал внедряться третий компонент – воспитание- обучение- наука, организовываются конкурсы исследовательских работ учащихся через проекты. А с переходом на дистанционное обучение система воспитательной работы пополнилась полезными цифровыми платформами.
На примере цифровой платформы Classtime, через вовлечение слушателей в интерактивные игры кураторы Ажмадина А. и Балгимбаева А. показали практическое применение современных технологий в процессе воспитательной работы.
Особое впечатление получили педагоги от посещения кружковых дополнительных занятий. Для гостей прозвучали кюи Курмангазы в исполнении школьного оркестра народных инструментов «Нур сазы», обладатель Гран-при республиканского конкурса юных талантов хореографический ансамбль “Rahym’s club” исполнил современный стилизованный танец, на гончарном круге ученики создали керамическую вазу, призер конкурса научных проектов, ученик 12-го класса Михаил Дудинов выступил в формате TEDx с вдохновляющей речью на тему « Стоит ли опасаться искусственного интеллекта», и в завершение многопрофильный творческий коллектив “Dream Team” поставил мюзикл, посвященный гостям Интеллектуальной школы.
— Сегодня успешно прошла презентация воспитательной работы в Интеллектуальной школе. Понятие единства обучения и воспитания сегодня доказало свою результативность. Чувствуется большой труд всей команды,- отметила Тишбаева Айдана Адильбековна.
Педагоги атырауской делегации в заключительной рефлексии дали высокую оценку организованной на базе NIS химико-биологического направления Алматы профессиональной стажировке. Они особо отметили важность полученных новых знаний в области передовых тенденций в системе менеджмента среднего образования, новых подходов в повышении профессиональных компетенций учителя, в использовании информационно-коммуникационных технологий в обучении, управлении, воспитательной работе, в развитии сотрудничества между школой и родительским сообществом.
-Стажировка в NIS ХБН дала нам определенный скачок в повышении профессиональной квалификации по всем критериям. Это и управление качеством обучения, мониторинг, принятие решений для улучшения качества обучения, важность обратной связи, непрерывное обучение и развитие компетенций учителя, итоги исследований учителей для непрерывного преподавания, готовность ко всему новому, эффективное использование цифровых ресурсов в обучении и в дополнительном образовании, ценностно ориентированная воспитательная работа, результаты которой мы увидели сегодня ,- отметила основные фокусные направления стажировки Алтын Султанова из общеобразовательной школы им.А.Жангильдина г.Атырау.
— Через посещение уроков мы убедились в эффективности поставленного в Интеллектуальной школе менеджмента по повышению качества обучения. Результат системы наставничества наглядно был продемонстирирован на уроке казахского языка. Особенная во всех отношениях школа, передо мной открылись новые горизонты, я здесь увидела новые возможности, чтобы сделать свою школу лучшей, поднять ее на уровень НИШ, — добавила директор школы.
— Я бы отметила, что в школе, которая призвана давать инновационное образование, система менеджмента должна быть целостной, конкурентоспособной и результативной, в чем мы убедились на примере НИШ ХБН. Много чему мы обучились здесь и будем внедрять все полученные знания, навыки, компетенции в своих школах,- сказала Гульнар Куанышкызы.
— Система оценивания в НИШ, мониторинг достижений учащихся, наблюдения уроков- я поняла , что они являются важными инструментами в повышении качества обучения. Формы методической работы, направление менторства буду внедрять в свою практику. Мы убедились, что в Интеллектуальной школе хорошо поставлена научно-практическая работа, исследования учителей,- выразила свое мнение Гумарова С.А.
— Я понял, что наблюдение уроков надо рассматривать не как контроль, а как один из оптимальных методов в поддержке учителя, в повышении его квалификации. Для меня это очень интересно. Я планирую внедрить в свою практику систему наставничества, систему работы методических объединений,- отметил Азирбаев Манас Бериккалиевич.
— Я бы отметил, что развитие профессиональных компетенций учителя – важная сторона работы в системы менеджмента школы. Многое для себя взял в этом направлении,- сказал Бакишев.
-Секрет успешной стратегии школы – в командной работе, когда каждый вносит свой вклад в улучшение всей системы, отметила директор школы Гульмира Бахытбековна. Мы увидели инновационную систему менеджмента в Интеллектуальных школах, когда учащийся получает предметные знания, занимается научно-проектной исследовательской деятельностью, развивает личные таланты, и получает ценностно-ориентированное воспитание. В то же время идет постоянное повышение компетенций учителя, ставится во главе угла его профессиональный рост и предоставляются возможности и условия для повышения квалификации в стенах школы. Нам есть, чему учиться и что претворять из всего пройденного здесь,- резюмировал Абай Касымов
— Мы получили ценные знания по улучшению управления в своей школе. В НИШ ХБН Алматы, где мы прошли стажировку, царит внутришкольная культура, доверительная среда, созданы все условия для обучения и развития каждого учашегося. Мы получили ценный опыт, хорошую мотивацию для развития образовательного процесса в своей школе. Я увидела в этой школе островок счастья для каждого ученика, обучающегося здесь,- отметила слушатель курса Аида Султанова.
— В Интеллектуальной школе воспитательная работа прекрасно запланирована. Очень много самых разных проектов, идей, кружков. Слаженно работает система дополнительного образования. Каждая презентация, каждое выступление содержало ценную информацию, очень многое я увидел впервые в своей практике,- выразил свое мнение Хабдигалиев Мейрамбек Аманкосович.
— Ценности воспитательной работы в НИШ ХБН Алматы в солидарности, ответственности, проактивности всей команды. Профессионализм чувствуется и в использовании цифровых платформ, преимуществ в воспитательной работе много, постараемся у себя также внедрять многие компоненты,- подчеркнула участник семинара-стажировки Султанова Алтын Амангельдиевна.